marianna_kotova (marianna_kotova) wrote,
marianna_kotova
marianna_kotova

N-Арт Дзидзария. Интервью 2009 года, никуда не вошедшее, случайно найденное.

Начало марта. Тихий солнечный день  в первый месяц весны – для Абхазии редкость. Мы встретились с Адгуром Дзидзария в культовом для всех Сухумцев  месте. Брехаловка как всегда , была полна любителей кофе и шахмат. Но этого каратиста – художника видно издалека. Адгур похож скорее на немца или голландца. И сразу выделяется в толпе своим небрежным изяществом жестов и походкой, присущей только европейцам. И ничего парадоксального здесь нет. Адгур Дзидзария долгое время жил и работал в Эстонии и Германии, Москве и Питере, Польше. Его работы известны во многих странах мира.
- Адгур, вы абхазец, но европейский налет на вашем творчестве и образе жизни  почти скрывает ваши абхазские корни. Это сознательно?
- Я принадлежу своей фамилии, и точно знаю, что гены моих предков сильно повлияли на то, какой я есть. Но я никоим образом не вычленяю себя и свое творчество из контекста мировой культуры. Я космополит - гражданин мира. Я понимаю из какой утробы вышел, но обратно в утробу не стремлюсь.
А в каком гроде вы чувствуете себя как дома?
- Лет двадцать назад прекрасно чувствовал себя в Эстонии. Теперь там все другое. Как, впрочем, и  в Сухуме. Здесь у меня конфликт со средой. Идешь по городу, и внешнее кажется, что это все тот же Сухум, этнически он стал даже ближе мне, но сейчас это совсем другой мир, в нем нет былой культуры, и наивно надеяться вернуть прошлое. В Москве мне трудно, хотя я прожил там достаточно долгое время. У нас с этим городом разное настроение и ритм жизни. А в Питере я чувствую себя прекрасно. В 89 году мы отправились туда с группой таких же безбашенных художников, жили в мансарде. Сейчас это довольно пафосное место - Пушкина 10. Прямо на наших глазах происходило его обуржуазивание. Я бы назвал это советским Монмартром. Прямо из окон вывешивались картины, постоянно играла музыка. Там ничего не было на продажу, но все покупалось, даже мусорные бачки. Рисовали тогда,чем придется.
- А вообще чем больше нравиться писать?
Я очень любопытный человек. Мне нравится, как ведет себя и кисть, и холст. Когда-то рисовал шариковой ручкой, пером. Очень привлекает техника офорта. Здесь материалы, с которыми приходится работать имеют свой характер. Они сопротивляются, и в этой борьбе всегда рождается нечто непредсказуемое. И самое главное фактурное, объемное изображение. Искусству офорта меня обучила известная  эстонская художница Виве Толли. В Таллине, куда меня совершенно случайно забросило в середине 80-х, Виве стала моим личным мастером. Мы с ней учились 3 года. Я учился офорту, она учила учить. Ведь я был ее первым, так сказать воспитанником. Именно в то время я научился создавать картину – квадрат за который ты отвечаешь, в котором сосредоточена вся твоя сегодняшняя идея. Беда советской художественной школы, в том, что она выпускает умельцев. Которые хорошо рисуют. У них есть мастерство, но им нечего сказать – в этом случае ни о каком искусстве не может быть и речи. Западная школа наоборот учит мыслить образами, но зачастую не дает такого мастерства. Но в искусстве важно не столько преодоление материала, сколько преодоление самого себя. Не нужно никого перекрикивать, просто тихо делать, что можешь, а потом сделать еще лучше – это гораздо важнее чем «холодная умелость». Картина не должна кричать голосом автора: «Ах, какой я молодец», работа должна быть откровением.
- Насколько вам важно быть понятым?
Смотрящий всегда вовне, и никакие разъяснения не помогут. Моя картина – это мое личное пространство. Степень понимания зависит только от того кто смотрит. Вглядываться всегда труднее, чем просто смотреть. Другое дело обстоит с карикатурами.
- В журнале "Newsweek" выходит целая рубрика, принадлежащая вам, арт-дзидзария - это еще одна возможность откровения?
- Формат этого журнала не позволяет мне абстрагироваться в своих работах. Мои карикатуры в нем буквальные, иллюстрирующие тот или иной  текст, но всегда ироничные. Юмор, он знаете, как отпечатки пальцев. И я быстро выработал свой формат, теперь постоянно работаю в нем. Не знаю, как это у меня получается, но я пытаюсь заставить читателя думать и над этими иллюстрациями. Эти работы не интересны художественно. А вот то, что я делаю для журнала "Эгоист" уже можно причислить к произведениям искусства. 
- Не сложно сочетать такие разные вещи, как иллюстрацию, которая создается с помощью современных технологий и живопись?
- Создание иллюстраций с помощью фотошопа это всего лишь работа с новым с материалом. Еще раз подчеркну, что я очень любопытный человек - мне нравится экспериментировать с сырьем. Было время, когда меня очень угнетала зажатость в рамках традиционных материалов, а ведь это всего лишь инструмент для выражения мысли и чувства. После войны, когда культура в Абхазии находилась в состоянии летаргического сна, я создавал инсталляции из любых подручных материалов. А ведь в это время даже в России ничего не знали об этом направлении. Затем  пробовал себя в шелкографии, литографии и других печатных техниках. Сейчас моим основным инструментом является wacom. Но я продолжаю писать и маслом. В живописи я освобождаюсь от повседневности, с помощью карикатуры даю оценку событиям настоящей бытовой жизни. Каждый человек одновременно и низок, и высок. Самовыражаясь в таких разных плоскостях изобразительного искусства, я обретаю гармонию с собой и миром. Однако стремлюсь к совершенству и там и там. Кроме творчества, я увлекаюсь еще и боевыми искусствами Карате-до и Кобудо. Это стало философией жизни. Занимаясь любым делом, нужно находиться между расслабленностью и сосредоточенностью, только в том случае получается все как надо - совершенно. На следующий день Адгур уехал. "Куда вы направляетесь теперь" - спросила я перед тем как с ним попрощаться. "Сначала в Москву - начал Адгур, - ,а потом ...", - а потом он задумался. Никто не знает, где окажется это человек в следующий момент, даже он сам. Но философия и логика в этом хаосе все же есть. Творческий путь этого человека идеально ровен, несмотря на все закоулки и тупики жизненного пути.
 
 
 
 
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments